Ичиги
Смотреть ↑
татарские Ичиги
История татарской узорной обуви ичиги начинается с момента возникновения первого татарского государства Волжская Болгария и неразрывно связана с судьбой казанских татар. Во все времена Казань славилась своими кожаными сапожками и для многих народов изделия из кожи татарских мастеров стали носить нарицательные имена. В татарских ичигах воевали древние булгарские батыры, их с гордостью носили русские князья, они были в моде в Германии, Италии, Франции и даже в Америке.
Татарская кожаная обувь, как мужская, так и женская всегда имела живописный характер. Женские туфли были очень любопытны и изящны с узорами цветного сафьяна, вышиты знаменитым татарским швом, украшенным золотом и серебром и часто имитацией жемчуга. Мужские ичиги с узором более грубого рисунка шились из цветных сафьяновых кусков с нарядной отделкой из тесьмы.
Искусство кожаной мозаики унаследовано из глубины веков, узорная обувь известная как "татарская", "казанская" получила огромную популярность и покорила Европу своей оригинальностью. Татарские ичиги можно встретить во всех крупнейших музеях мира, они не раз удостаивались высоких наград. Так в 1883 году кожаные ичиги знаменитой казанской фирмы М.Галеева были награждены Большой золотой медалью Европейского общества наук, а в 1889 году удостоены серебряной медали и почетного отзыва Парижской промышленной выставки.
И сегодня ичиги не утратили своей популярности, они неотъемлемая часть национального татарского костюма и непременный атрибут высокой моды.
Объем : 20 шт.
Формат: JPG
Размер: 2,04 Mb
Калфак
Смотреть ↑
татарский Калфак
Калфак древний женский головной убор, неотъемлемая часть татарского национального костюма. На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску.
За последнии столетия женский головной убор татарок претерпел ряд изменений. Уже в конце 18 века женщины носили высокие пирамидальные шапки, унизанные сплошь монетами. Затем в начале 19 века и до середины его татарки носили большие калфаки, вышитые синелью, шелками, жемчугом, стеклярусом; потом эта форма стала видоизменятся, делаясь все меньше и меньше, и дошла до маленьких бархатных колпачков, расшитых только жемчугом. Более красивым и художественным надо признать женские калфаки середины 19 века, которые ныне уже вышли из моды, но безусловно, представляют большой интерес. Старинные калфаки хорошей работы стоили раньше больших денег и платили за них золотом. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и играл роль атрибута национального костюма. Сегодня мода на эти изящные головные уборы вновь набирает обороты и татарки в калфаках уже не редкость.
К головным уборам женщин относится еще урпэк - вид чадры, который носили женщины только в пожилом возрасте. Этот наряд имеет вид трехугольного, большого платка из самотканого белого полотна, по фону которого разбросаны вышитые тамбуром цветы. Большое умение красиво драпировать на голове урпэк тоже составляет искусство татарских женщин
Объем: 17 шт.
Формат: JPG
Размер: 1,43 Mb
Татарский национальный костюм
Смотреть ↑
Татарский народный костюм
Традиционный татарский костюм во всей своей красе, величии и женственности является ценнейшим памятником народного творчества. В едином и вполне гармоничном комплексе костюма, взаимообогащая и дополняя друг друга, нашли свое отражение искусство кроя, ткачества, разнообразная вышивка, ювелирные изделия и кожаная мозаика.
Как и у многих народов, основу татарского костюма составляет однотонная просторная рубаха туникообразного покроя. Часто платья шились с присборенным подолом и украшались широкими воланами, оборками или бахромой. Как правило рубахи отдельно не носились. Поверх платья обязательно одевалась распашная одежда в виде камзолов, сшитых из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенных тесемочной отделкой, а также бешметы, казакины.
За счет съемных украшений костюм принимал праздничный и более благородный вид. Популярным являлся нарядный нагрудник, прикрывавший сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны нагрудника пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились монеты, броши. Богатый вид татарскому костюму придавала перевязь, также украшенная различными брошами и бляхами.
Подборка татарских национальных костюмов
Объем: 16 шт.
Формат: JPG
Размер файла: 4,73 Mb
Смотри также: раскраски Татарский костюм
Тюбетейки
Смотреть ↑
татарские Тюбетейки
К типичным головным уборам татарина можно отнести тюбетейки (тюбитви, такья); это шапочка, с которой мусульманин никогда не расстается и носит ее всегда и повсюду, как в пути, так и за занятиями дома в комнате. Поверх тюбетейки часто одевается еще другая шапка (бюрек).
Татарские тюбетейки чаще всего шьют из мягкой материи, при этом особым способом прикрепляется подкладка к верху, мелкими стежками, между которыми в старину часто закладывали конский волос. Такая подкладка помогала держать форму и зачастую служила также в гигиенических целях.
В зависимости от материальной обеспеченности татарина, всегда находится и его головной убор. Тюбетейки бывают двух форм - совершенно круглые, сплошь вышитые золотом или серебром, и более употребительные бархатные с плоскими донышками, вышитые разнообразными узорами. В старину расценка этих нарядов была от 5 рублей простая, и вышитая золотом доходила до 50 рублей золотом. Отличия в узорах также говорило и о возрасте обладателя тюбетейки. Яркие и разноцветные орнаменты предпочитали молодые люди, а более скромные носили аксакалы.
Подборка татарских тюбетеек
Объем: 25 шт.
Формат: JPG
Размер: 2,27 Mb
Татарские украшения
Смотреть ↑
Татарские национальные украшения
Национальные украшения являются неотъемлемой частью культуры всех народов. В этой небольшой статье мы хотели бы познакомить вас с некоторыми татарскими украшениями.
Пышное нагрудное украшение изю, которое нашивается на платье. Представляет собой широкую ленту галуна, унизанную металлическими бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Это украшение носят преимущественно замужние женщины.
Более интимное украшение кукряк, он носится татарками на груди, прямо на голом теле, представляя собой ритуальный характер. Безусловно кукряк есть пережиток самой глубокой старины.
Интересным украшением женского наряда является джиана - чисто ювелирное изделие. Этот предмет представляет собой род воротника, состоящего из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни, а вокруг тонкая ткань. В большинстве случаев этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, и он всегда богато украшается камнями, среди которых бирюза является любимым.
Довольно оригинальным украшением является хаситэ. Она представляет сплошь унизанный металлическими украшениями пояс, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т.д. Носится хаситэ перевязью, через правое плечо, с таким рассчетом, чтобы под сердцем у татарки как раз приходился особый кармашек, в который вкладывается футляр с молитвой.
Футляры - битю имеют вид металлической коробки для корана и молитвы и бывают часто очень красивой работы. Всем хорошо известен ящик для корана Касимовской работы 1612 года, представляющий шедевр ювелирного искусства и послуживший, вероятно, образцом впоследствии казанским мастерам-татарам-ювелирам.
К оригинальным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству, все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами и даже татарками, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Стамбула, худшие же, работавшиеся исключительно для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями.
Татарские национальные украшения.
Объем: 25 шт.
Формат: JPG
Размер файла: 4,77 Mb